@кме
|
Рабочая страничка курсов дистанционного обучения (сеансы, уроки, учебные задания) |
|
Modified 03 February 2002 -= Design by L&D group =- |
Стартовая | ТВ | Мультимедиа | Радио | Форум | Анкеты тесты | Гостевая книга | Чат-общение | Интенсив | Дистанц. обучение |
Творческий коллектив курсов интенсивного дистанционного обучения приветствует Вас!Курсы интенсивного полидисциплинарного дистанционного обучения с использованием самых современных видов учебной деятельности: психосаморегуляции состояния, скорочтения, конспектирования, ролевых игр и соревнований, видеолекций и телеконференций - через домашний компьютерДистанционое обучение осуществляется в разных видах в зависимости от технических и психологических возможностей обучаемого, а также его задач. Простейший вид обучения - это фактически заочный курс, в котором вместо обычной бумажной почты используется электронная почта, а учебники вместо бумажных носителей принимают вид электронных носителей. Преимущество только в скорости пересылки информацией. E-Learning уже позволяет живое общение - консультации с преподавателем в текстовом виде в форме чата или форума, что повышает эффективность учебного процесса, особенно если при этом консультации сочетаются с иллюстративными мультимедиакомпонентами (фильмами, аудиозаписями, интерактивными играми и другими иллюстрациями.) Но интенсификация учебного процесса треубет принципиального нового уровня мобилизации на учебную деятельность на основе специальных подготовительных игр и активизации резервных возможностей личности. Здесь задействуются приемы трансовых состояний, неосознаваемая психическая активность и многие волевые компоненты личности, включая новый биоэнергетический уровень творческой активности - только реально это под силу далеко не каждому! Интенсификации процесса дистанционного обучения требует создания нового баланса психофизиологических процессов обучаемого для комплексной активизации его личностных резервных возможностей. Эти резервы личности, как правило, в обычной жизни скрыты и недоступны для использования из-за существующих психофизиологических барьеров, впрочем, которые человек иногда спонтанно преодолевает в экстремальных ситуациях при наличии высокой мотивации или расцвете душевных сил личности. Такое явление известно как "второе дыхание" или состояние "акме". В наших условиях интенсификация процесса обучения осуществляется с помощью специальных игр путем преодоления информационных барьеров, для чего создается специальная психофизиологическая ситуация, мобилизующая организм на их преодоление. Для этого создается дозированная информационная "перегрузка" в сочетании с одновременной психоэмоциональной "разгрузкой" в игровых формах. Таким образом, сама информационная стимуляция позволяет загружать в подсознание большие объемы информации, которую сначала реально использовать невозможно, но эта подсознательная информационная база, аналогично забытому прошлому опыту, при создании стимулирующей ситуации в игровых формах обеспечивает процесс "всплывания" ранее загруженной в подсознание информации. Стимулом для всплывании информации может служить различная игровая деятельность, в частности, деятельность по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию и реферированию, ролевые игры, соревнования и т.д. Таким образом, на начальных этапах используются пассивные (созерцательные) индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить большие массивы информации с ее неполным осмыслением. А весь дальнейший учебный процесс в такой системе должен быть направлен на активизацию пассивных знаний, т.е. поэтапное повышение уровня владения информацией в активной игровой деятельности. Такое повышение уровня активности может быть обеспечено в самых разных видах игровой деятельности. При этом, используются все положительные стороны как пассивных форм учебной деятельности, имеющих большой выигрыш в пропускной способности восприятия информации, так и активных методов, имеющих выигрыш в уровне глубины ее усвоения. Дистанционное интенсивное обучение гуманитарным дисциплинам описательного характера основано на последовательном использовании различных видов учебной деятельности, обеспечивающих поэтапное восхождение по уровням усвоения учебной информации: от уровня "готовности" к уровням "узнавания", "воспроизведения", "применения" к "творчеству". Основными из них являются: формирование учебных групп по тестовым показателям, ускоренное чтение, конспектирование на разных уровнях обобщения, ролевые обучающие коммуникативные игры, соревнования и коллективное творчество. Такая методика интенсивного обучения гуманитарным дисциплинам имеет хорошую преемственность с традиционными методами, так как для всех этапов обучения используются обычные дидактические материалы традиционных курсов. Основная часть дистанционного обучения осуществляется за счет самостоятельной работы с полученными через Интернет программами, в том числе мультимедийными. В отличие от традиционного заочного обучения, интенсивное обучение включает целый ряд новых видов учебной деятельности, направленных на самосовершенствование и гармоничное развитие личности, позволяющих на начальном этапе "научиться интенсивно учиться"и управлять собственной биоэнергетикой. Самостоятельные занятия требуют умений преодолевать информационные барьеры с помощью приемов психосаморегуляции состояния, владеть такими видами учебной деятельности, как динамическое чтение, приемы рациональной работы с текстом, участия в ролевых играх, соревнованиях и т.д. Эти приемы обучаемые осваивают на начальном этапе обучения, а затем их используют во всем курсе дистанционного обучения. Но достижимость этих приемов требует регулярного контроля и корректировки. Весь текущий оперативный контроль от начального до завершающего этапа обучения осуществляется через Internet в режиме чат - конференции или видеоконференции. В этом режиме каждый обучаемый имеет возможность видеть и слышать в реальном масштабе времени не только инструктора, ведущего курс, но и всех обучаемых данного курса. Наиболее эффективный режим - индивидуальная видеоконференция обучаемого с консультантом, но техника сегодня позволяет проводить видеоконференцию на 120 персон, при этом в процессе видеоконференции всем видно и слышно ведущего и говорящего. Расписание учебного курса дистанционного обучения составляется с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого и включает как самостоятельные занятия, так и сеансы связи через Internet для общения с инструктором-преподавателем и всей учебной группой. Интенсивное обучение требует весьма интенсивных занятий, которые необходимо сочетать с активным отдыхом, медитацией и биоэнергетическим возрождением.. Перечень всех приемов активного отдыха, упражнений и зарядок также высылается обучаемому и по ним проводятся дистанцонные консультации. При дистанционном изучении описательных текстов обеспечивается поэтапное восхождение по уровням владения информацией. Так, на первом этапе теоретического обучения используются приемы скорочтения, при этом обучаемому предъявляются большие массивы учебной информации в виде большого раздела или целого учебника, а время на просмотр каждой страницы текста жестко дозируется. От учащихся требуется понять лишь смысл каждой страницы, что позволяет учащимся выйти на уровень "узнавания". Второй этап обучения, создающий уровень "воспроизведения", обеспечивается работой с опорными конспектами. Обучаемым предлагается разбить лист на 4 вертикальных полосы - графы. В первой полосе обучаемый пишет ключевые слова и план на каждую страницу. При конспектировании текста страницы учебника на заполнение каждой графы отводится всего несколько секунд. Во второй графе указываются пояснения к ключевым словам, расшифровки. В процессе заполнения второй графы предлагается также связывать понятия второй графы с первой стрелками, линиями и другими графическими знаками. Затем предлагается заполнить третью графу, где даются тезисы, пояснения и собственно конспект. Четвертая графа содержит неясности, вопросы, ремарки и собственное отношение обучаемого к данному тексту. При заполнении четвертой графы конспект приобретает завершенную форму, где содержатся все соединительные линии и прочие знаки графического отражения сущности конспектируемой страницы. Таким образом, за счет анализа и синтеза при составлении опорного конспекта на четырех разных уровнях обобщения осуществляется усвоение учебного материала на уровне "воспроизведения". Третий этап обучения подразумевает усвоение материала на уровне "применения". Усвоение учебного материала осуществляется в форме ролевых игр, для участия в которых учащиеся в ситуации дистанционного обучения разбиваются на пары. Сидя у своих компьютеров, будучи даже в разных городах, в каждой паре один из учащихся играет роль "учителя", другой - роль "ученика". "Ученик", пользуясь конспектом, "пересказывает" постранично текст, набирая его на клавиатуре. "Учитель", глядя в исходный текст, корректирует и анализирует работу ученика. В играх рациональной работы с текстами учащиеся разыгрывают различные роли (например, роль "невежи", "оппонента", "незнайки" и т.д.), пользуясь своими опорными конспектами. За каждую страницу "учитель" ставит "ученику" оценку. Допускается только две оценки - "хорошо" или "отлично". Других отметок нет - все остальное представляется как отсутствие ответа. При наборе текста на клавиатуре время на работу с каждой страницей дозируется и составляет несколько минут. Ученики и учителя постоянно меняются и в процессе сеанса каждый сможет перебрать все роли и пообщаться с каждым участником обучения. При общении в форме видеоконференции каждый ее участник видит и слышит своего напарника, ролевое общение максимально приближено к реальной ситуации. Для достижения уровня "творчества" дистанционные учащиеся условно делятся на две команды. Предлагается составить занимательные задачи и вопросы. За составление вопроса и за ответ на него ведущий начисляет командам очки. Оценивается также веселость, оригинальность, находчивость, скорость реакции. На данном этапе осуществляется творческая деятельность в виде соревнования учебных коллективов - наподобие команд КВН. Вопросы собираются по всему тексту и каждым участником Chat - конференции набираются на клавиатуре. В сеансе видеоконференции все участники соревнующихся команд видят и слышат друг друга. На этом этапе используется и приемы "мозгового штурма". Ведущий курс оценивает правильность каждого ответа и начисляет каждой команде очки. При завершении игры и в процессе каждого этапа подводится итог соревнования. Для каждого курса ведущему преподавателю предлагается специально подготовить учебный материал. Можно использовать и обычный учебник, но лучше учебную информацию представить в виде отдельных листов с достаточно автономным содержанием. Желательно, чтобы каждая страница (экран) начиналась заголовком. Хорошо иметь подзаголовок в виде нескольких фраз, в которых указана расшифровка названия раздела. Первый абзац должен представлять введение в содержание страницы с указанием места данного материала в общей проблеме. Последующие абзацы должны быть построены по принципу "от общего - к частному", т.е. частности и подробности приводятся в конце страницы. В тексте желательно выделить наиболее важные ключевые слова, подчеркнуть основные мысли. Можно сделать пометки на полях, лучше - эмоционального характера в виде комических рисунков. Содержание каждой страницы по возможности хорошо иметь автономным, чтобы усвоение материала не пострадало бы от перемены последовательности страниц. Подготовленные дидактические материалы в виде мультимедиа пособий высылаются обучаемым для формирования библиотеки программ. Каждый из упомянутых этапов теоретического обучения имеет и самостоятельное значение и представляет отдельную методику интенсивного дистанционного обучения. Так, из этапа обеспечения "готовности" к обучению создана методика активизации резервных возможностей личности. Из этапа ускоренного чтения образовалась методика обучения приемам скорочтения. Из этапа конспектирования образовалась методика рациональной работы с текстовой информацией. Из этапа ролевых игр образовалась методика обучению искусству общения. Из этапа творчества образовалась методика "генерации идей". Методика дистанционного обучения скорочтению включает различные приемы работы с текстом, основанные на развитии навыков зрительного восприятия и прогнозирования смыслового содержания текстов, активизации и расширении словарного запаса, на тренировке внимания, памяти, воображения. Система этих упражнений строится на принципах информационной и суггестивной стимуляции, то есть информация предъявляется большими массивами, а ситуация обучения задается суггестивными инструкциями и игровыми заданиями. За 4 - 8 часов обучения скорочтению скорость чтения возрастает в 2 - 3 раза. На основе второго этапа обучения образовалась методика рациональной работы с текстами, которая обучает приемам составления опорного конспекта по нескольким уровням обобщения и обсуждение этих конспектов в ролевых играх. На освоение методики рациональной работы с текстами уходит 2 - 3 часа занятий. Из третьего этапа обучения образовалась методика тренинга общения, содержащая приемы освоения искусства общения, которые реализуются в игровых ситуациях тренинга в виде проблемных игр в парах по заданным ролям. Заключительным этапом дистанционного теоретического обучения является коллективное творчество типа "КВН" или "мозгового штурма" на основе Сhat - конференции или видеоконференции. Из этого этапа образовалась методика "генерации идей", в которой в игровых формах стимулируется творческая деятельность. За два - три дня "генерации" группа в 6 - 8 человек способна выдать несколько десятков рацпредложений, а иногда и изобретений. С помощью данной системы возможно не только обучение, но и стажировка преподавателей по освоению игровых и интенсивных методик обучения. В начале курса определяется расписание сеансов связи через Internet для общения между обучаемыми в реальном масштабе времени в сеансах коллективного дистанционного обучения. Следует отметить еще одну особенность такого дистанционного обучения. Солидные учебные заведения, как правило защищают свою компьютерную сеть настолько, что аудио, видеосвязь и дистанционное управление рабочим столом компьютера становится невозможным. Поэтому предлагаемая система оказывается особенно эффективной, если дистанционные занятия и преподавателями и обучаемыми осуществляются с домашних компьютеров. Да и вести индивидуальные занятия повышения квалификации в любое время до начала или значительно после окончания рабочего дня в домашней обстановке значительно удобнее. При дистанционном освоении информационных технологий осуществляется дистанционное управление удаленным компьютером. Преподаватель может дистанционно вызывать на экране компьютера обучаемого различные программы и реально работать с ними. Обучаемый повторяет действия преподавателя, при этом преподаватель видит в динамике все действия обучаемого. Осуществляется как бы совместное творчество. Преподаватель и обучаемый слышат и могут даже видеть друг друга. Это эквивалентно ситуации, когда преподаватель сидит рядом с обучаемым за одним кормпьютером и обучает его личным примером. Для освоения информационных технологий обучаемый практически выполняет несколько медиапроектов (создание собственного сайта, презентации, элементов электронного учебника, видеофрагмента, анимации). В качестве примера такого творчества на сайте размещены электронные самоучители-фильмы с примерами создания каждого из таких медиапроектов в виде динамической копии экрана с дикторскими пояснениями преподавателя. Обучаемый имеет возможность просматривать такой фильм, а затем повторять все действия самостоятельно на реальном медиапроекте. Дистанционным обучаемым нужно иметь дома мультимедиа компьютер Pentium 4 c OC Windows XP,соединенный с высокоскоростным Интернетом (выделенная кабельная линия с постоянным IP-адресом). Желательно иметь скорость канала на прием информации не менее 256 кбт/сек и тариф Безлимитный. Для общения с преподавателем нужно иметь микрофон, а желательно и вебкамеру. Программное обеспечение, которое потребуется для дистанционного курса, можно бесплатно скачать в Интернете, ссылки на которое приводятся на нашей страничке дистанционного обучения: http://intensiv.narod.ru/inform.html Занятия-консультации будут проводиться через Интернет по индивидуальному графику, согласованному с Вами. Для самостоятельной работы с компьютером вам будет предложен мультимедиа лазерный диск и электронные самоучители. Просьба сообщить о Ваших намерениях и технических возможностях, а также задать интересующие Вас вопросы. Автор-разработчик используемой системы: В.В.Петрусинский - профессор, доктор педагогических наук, академик Международной академии информатизации, лауреат премии Президента РФ в области образования. Мы желаем вам успехов в практическом освоении технологий дистанционного обучения!!! |
|