ИНТЕНСИВНОЕ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

     (Акмеологический подход к совершенствованию системы электронного обучения)


                  Петрусинский Вячеслав Вячеславович

                                 - доктор педагогических наук, профессор,  академик

                                        Международной академии информатизации,

                            лауреат премии Президента РФ в области образования

 

     Актуальность совершенствования системы обучения сейчас очевидна. И реально  повышение квалификации специалисты сегодня предпочитают  без явного отрыва от работы. Среди них электронное обучение (e-Learning) в дистанционных формах занимает ведущую роль. Известно много таких систем электронного дистанционного обучения, использующих электронные учебники, чат и форумы [1].  А поскольку обучение посредством Интернета основано на  принципах традиционного заочного обучения, оно  имеет и соответствующую ему эффективность. Но бурный рост объемов создаваемой человечеством информации  ставит сегодня  задачу  значительного повышения эффективности электронного дистанционного обучения и его интенсификации.  И такой путь открывает на основе акмеологического подхода сочетание современных  информационных и психолого-педагогических технологий, активизирующих резервные возможности личности [2].  Понятие «акме»  (на греческом   «вершина»),  может быть понято как вершина использования резервных возможностей личности. Эти резервы могут быть завязаны на понятия "новая реальность", "квантовый переход", "энергоинформационные связи с ноосферой" по работам В.И. Вернадского и Б.Г. Ананьева. Активизация резервных возможностей может быть реально осуществлена как комплексное применение  игровых приемов в интенсивном учебном процессе, представляющем поэтапное восхождения по уровням  владения  учебной информацией. При  такой технологии преподаватель и обучаемый  с помощью современной компьютерной техники могут видеть и слышать друг друга в реальном времени и могут интерактивно взаимодействовать.    Интенсификация процесса дистанционного обучения основана на создании психофизиологических условий для комплексной активизации резервных возможностей личности обучаемого. Эти резервы личности, как правило, в обычной жизни скрыты и недоступны для использования из-за существующих психофизиологических барьеров, впрочем, которые человек иногда спонтанно преодолевает в экстремальных ситуациях при наличии высокой мотивации. Аналогичное явление в спорте известно как «второе дыхание», в психологии как состояние  «инсайта» или «акме». При интенсификации процесса обучения осуществляется преодоление барьеров, для чего создается специальная психофизиологическая ситуация, мобилизующая организм на их преодоление. Для этого создается дозированная информационная «перегрузка» в сочетании с одновременной психологической компенсацией в игровых формах в виде психоэмоциональной суггестивной «разгрузки». Таким образом, сама информационная стимуляция позволяет загружать в подсознание большие объемы информации, которую сначала реально использовать невозможно, но эта подсознательная информационная база, аналогично забытому прошлому опыту, при создании стимулирующей ситуации в игровых формах обеспечивает процеcc активизации ранее загруженной в подсознание информации. Стимулом для всплывания из подсознания  информации может служить различная игровая деятельность, в частности, деятельность по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию и реферированию, ролевые учебные игры, соревнования и т.д. Таким образом, на начальных этапах используются пассивные (созерцательные) индивидуальные формы учебной деятельности, позволяющие загрузить в подсознание большие массивы информации с ее неполным осмыслением. А весь дальнейший учебный процесс в такой системе должен быть направлен на активизацию пассивных знаний, т.е. поэтапное повышение уровня владения информацией  в активной игровой деятельности. Такое повышение уровня активности может быть обеспечено в самых разных видах игровой деятельности. При этом, используются все положительные стороны как пассивных форм учебной деятельности, имеющих большой выигрыш в пропускной способности восприятия информации, так и активных методов, имеющих выигрыш в уровне владения ею.

   Дистанционное интенсивное обучение гуманитарным дисциплинам описательного характера основано на последовательном использовании различных видов учебной деятельности, обеспечивающих поэтапное восхождение по уровням владения учебной информацией: от уровня "готовности" к уровням "узнавания", "воспроизведения", "применения" к "творчеству". Основными из них являются: формирование учебных групп по тестовым показателям, ускоренное чтение, конспектирование на разных уровнях обобщения, ролевые обучающие коммуникативные игры, соревнования и коллективное творчество. Такая методика интенсивного обучения гуманитарным дисциплинам имеет хорошую преемственность с традиционными методами, так как для всех этапов обучения используются обычные дидактические материалы традиционных курсов.

   Основная часть дистанционного обучения осуществляется за счет самостоятельной работы обучаемого. В отличие от традиционного заочного обучения, интенсивное обучение включает целый ряд новых видов учебной деятельности, направленных на самосовершенствование и гармоничное развитие личности, позволяющих на начальном этапе "научиться учиться". Самостоятельные занятия требуют умений преодолевать информационные барьеры с помощью приемов психосаморегуляции состояния, владеть такими видами учебной деятельности, как динамическое чтение, приемы рациональной работы с текстом, участия в ролевых играх, соревнованиях и т.д. Эти приемы обучаемые осваивают на начальном этапе обучения, а затем их используют во всем курсе дистанционного обучения. Но достижимость этих приемов требует регулярного контроля и корректировки. Весь текущий оперативный контроль от начального до завершающего этапа обучения осуществляется через Интернет в режиме чата, форума или видеоконференции. В этом режиме каждый обучаемый имеет возможность видеть и слышать  в реальном масштабе времени не только  преподавателя-инструктора, ведущего курс, но и  всех обучаемых данного курса.

   Расписание учебного курса дистанционного обучения составляется с учетом индивидуальных особенностей каждого обучаемого и включает как самостоятельные занятия с электронным самоучителем, так и сеансы связи через  Интернет для общения с преподавателем и всей учебной группой. Интенсивное обучение требует весьма интенсивных занятий (объем информации каждого урока превышает уровень информационного психологического барьера), которые необходимо сочетать с активным отдыхом  в игровых, спортивных и музыкальных формах с дозированной физической нагрузкой.

   При дистанционном изучении описательных текстов обеспечивается поэтапное восхождение по уровням владения информацией. Так, на первом этапе теоретического обучения используются приемы скорочтения, при этом обучаемому предъявляются большие массивы учебной информации в виде большого раздела или целого учебника, а время на просмотр каждой страницы текста жестко дозируется. От учащихся требуется понять лишь смысл каждой страницы, что позволяет учащимся выйти на уровень "узнавания".

   Второй этап обучения, создающий уровень "воспроизведения", обеспечивается работой с опорными конспектами. Обучаемым предлагается разбить лист на 4 вертикальных полосы - графы. В первой полосе обучаемый пишет ключевые слова и план на каждую страницу. При конспектировании текста страницы учебника на заполнение каждой графы отводится всего несколько секунд. Во второй графе указываются пояснения к ключевым словам, расшифровки. В процессе заполнения второй графы предлагается также связывать понятия второй графы с первой стрелками, линиями и другими графическими знаками. Затем предлагается заполнить третью графу, где даются тезисы, пояснения и собственно конспект. Четвертая графа содержит неясности, вопросы, ремарки и собственное отношение обучаемого к данному тексту. При заполнении четвертой графы конспект приобретает завершенную форму, где содержатся все соединительные линии и прочие знаки графического отражения сущности конспектируемой страницы. Таким образом, за счет анализа и синтеза при составлении опорного конспекта на четырех разных уровнях обобщения осуществляется усвоение учебного материала на уровне "воспроизведения".

  Третий этап обучения подразумевает усвоение материала на уровне "применения". Усвоение учебного материала осуществляется в форме ролевых игр, для участия в которых учащиеся в ситуации дистанционного обучения разбиваются на пары. Сидя у своих компьютеров, будучи даже в разных городах, в каждой паре один из учащихся играет роль "учителя", другой - роль "ученика". "Ученик", пользуясь конспектом, пересказывает постранично текст, набирая ответы в форме «работы с конструктором». "Учитель", глядя в исходный текст, корректирует и анализирует работу ученика. В играх рациональной работы с текстами учащиеся разыгрывают различные роли (например, роль "невежи", "оппонента", "незнайки" и т.д.), пользуясь своими опорными конспектами. За каждую страницу "учитель" ставит "ученику" оценку. Допускается только две оценки - "хорошо" или "отлично". Других отметок нет - все остальное представляется как отсутствие ответа. При такой игровой деятельности  время на работу с каждой страницей дозируется и составляет несколько минут. Ученики и учителя постоянно меняются и в процессе сеанса каждый сможет перебрать все роли и пообщаться с каждым участником обучения. При общении в форме голосовой или видеоконференции каждый ее участник видит и слышит своего напарника - ролевое общение максимально приближено к реальной ситуации. На данном этапе при обучении точным наукам возможно проведение виртуальных лабораторных работ с помощью программных  мультимедиа стендов.

   Для достижения уровня "творчества" дистанционные учащиеся условно делятся на две команды. Предлагается составить занимательные задачи и вопросы. За составление вопроса и за ответ на него ведущий начисляет командам очки. Оценивается также веселость, оригинальность, находчивость, скорость реакции. На данном этапе осуществляется творческая деятельность в виде соревнования учебных коллективов - наподобие команд КВН. Вопросы собираются по всему тексту и каждым участником в  режиме чата или форума и набираются на клавиатуре. В сеансе видеоконференции все участники соревнующихся команд видят и слышат друг друга. На этом этапе используется и приемы "мозгового штурма". Ведущий курс оценивает правильность каждого ответа и начисляет каждой команде очки. При завершении игры и в процессе каждого этапа подводится итог соревнования.

  Оппоненты дистанционного обучения в качестве основного негативного довода против дистанционного обучения приводят мнение о том, что на расстоянии невозможно контролировать состояние обучаемого, а тем более управлять им. Ведь опытный преподаватель в учебном классе имеет возможность заглянуть в глаза каждому обучаемому, после чего  имеет достаточное представление о состоянии каждого. Но сегодняшние технологии позволяют регистрировать даже состояние космонавтов на орбите, использую различные контактные датчики. Состояние удаленного обучаемого можно контролировать и бесконтактно. Для этого используется частотный анализ голоса обучаемого, передаваемого по каналу связи. Это позволяет сделать устройство под названием Truster. О состоянии обучаемого говорит также его идеомоторная реакция, выражаемая в движениях мыши. А управлять состоянием можно с помощью суггестивных речевых сигналов, также воспроизводимых по каналам связи.  В наиболее совершенных системах интенсивного дистанционного обучения это все практически используется.

   Процесс  усвоения информация при интенсивном обучении аналогичен   голографической модели деятельности  мозга.  Учебная информация в учебном курсе сопровождается ассоциативным рядом  в виде ритмичного музыкального  сопровождения и аудиовизуальных опорных сигналов суггестивного воздействия. Воспроизводимые  затем сигналы ассоциативного ряда способствуют всплыванию в памяти исходной  учебной информации. Как из полной голограммы, так  и только из ее части можно извлечь  всегда полную объемную картину объекта (только с разной степенью детализации),  так и в учебном процессе интенсивного обучения уже в первый день обучения учащийся имеет представление обо всем учебном материале, но «на двойку». На второй день он знает также все, но «на тройку», затем  с каждым днем последовательно выходит на уровень «четверки», а затем  и «пятерки».  И всегда оценка относится к полному объему учебного курса.  Используя  принцип «незавершенности действия», содержательная часть каждой учебной страницы или  игры строится по системе  «от общего к частному».  Это не противоречит существующим теориям обучения, таким как теория поэтапного формирования умственных действий, ассоциативно-рефлекторная теория,  суггестивного управления состоянием и  суггестивной гипермнезии,  педагогических систем, неосознаваемой психический активности,  психологической установки, деятельности,  функциональных систем и квантово-волновой теории голографической деятельности мозга. 

   Преподавателям дисциплин дистанционного обучения предлагается специально подготовить учебный материал для электронного курса. Можно использовать и обычный учебник, но лучше учебную информацию представить в виде отдельных листов с достаточно автономным содержанием. Желательно, чтобы каждая страница (экран) начиналась заголовком. Хорошо иметь подзаголовок в виде нескольких фраз, в которых указана расшифровка названия раздела. Первый абзац должен представлять введение в содержание страницы с указанием места данного материала в общей проблеме. Последующие абзацы должны быть построены по принципу "от общего - к частному", т.е. частности и подробности приводятся в конце страницы. В тексте желательно выделить наиболее важные ключевые слова, подчеркнуть основные мысли. Можно сделать пометки на полях, лучше - эмоционального характера в виде комических рисунков. Содержание каждой страницы по возможности хорошо иметь автономным, чтобы усвоение материала не пострадало бы от перемены последовательности страниц. Подготовленные дидактические материалы служат основой для создания электронного мультимедийного курса.

   Каждый из упомянутых этапов теоретического обучения имеет и самостоятельное значение и представляет отдельную игровую методику интенсивного дистанционного обучения. Разработанный для этого сборник сценариев педагогических игр включает  более 800 игр для всех этапов и видов учебной деятельности [3].  Так, из этапа обеспечения готовности к обучению создана методика активизации резервных возможностей личности. Из этапа ускоренного чтения образовалась методика обучения приемам скорочтения. Из этапа конспектирования образовалась методика рациональной работы с текстовой информацией. Из этапа ролевых игр образовалась методика обучению искусству общения. Из этапа творчества образовалась методика "генерации идей".

   Методика дистанционного обучения скорочтению включает различные приемы работы с текстом, основанные на развитии навыков зрительного восприятия и прогнозирования смыслового содержания текстов, активизации и расширении словарного запаса, на тренировке внимания, памяти, воображения. Система этих упражнений строится на принципах информационной и суггестивной стимуляции, то есть информация предъявляется большими массивами, а ситуация обучения задается суггестивными инструкциями и игровыми заданиями. За 4 - 8 часов обучения скорочтению скорость чтения возрастает в 2 - 3 раза.

   На основе второго этапа обучения образовалась методика рациональной работы с текстами, которая обучает приемам составления опорного конспекта по нескольким уровням обобщения и обсуждение этих конспектов в ролевых играх. На освоение методики рациональной работы с текстами уходит 2 - 3 часа занятий.

   Из третьего этапа обучения образовалась методика тренинга общения, содержащая приемы освоения искусства общения, которые реализуются в игровых ситуациях тренинга в виде проблемных игр в парах по заданным ролям.

   Заключительным этапом дистанционного теоретического обучения является коллективное творчество типа "КВН" или "мозгового штурма" на основе  чата, форума или видеоконференции. Из этого этапа образовалась методика "генерации идей", в которой в игровых формах стимулируется творческая деятельность. За два- три дня "генерации" группа в 6 - 8 человек способна выдать несколько десятков рацпредложений, а иногда и изобретений.

   Система интенсивного дистанционного обучения иностранному языку в игровых формах строится на аналогичных принципах. На подготовительном этапе осуществляется дистанционное тестирование и формирование учебной группы по психологическим показателям.

   На первом этапе обеспечивается информационная стимуляция в виде предъявления многоканальных сигналов. Тексты на экране компьютера предъявляются в виде параллельных колонок русского и иностранного текста, а звучащая  фонограмма - в виде иностранной речи с синхронным переводом.

   На втором этапе осуществляется активизация пассивного запаса: обучаемый пытается перевести каждую предлагаемую фразу с родного языка на иностранный, а через несколько секунд  фонограммой дается вариант правильного перевода.

   На третьем этапе осуществляется деятельность по применению языка в ситуации дистанционного диалога. В условиях чата или форума обучаемые дистанционно делятся на пары. На экране инструкциями и рисунками задаются различные проблемные ситуации и обучаемые их разыгрывают набором на клавиатуре соответствующих реплик. Заготовки реплик даются на экране, в них нужно только подставить ключевые слова. Эти ключевые слова также отдельно представлены на экране вместе с рисунком, задающим ситуацию. Нужно «перенести» нужное слово в нужное место. На экране получается как бы «диалоговый конструктор». В сеансе чата каждый обучаемый видит реплику своего партнера и свою собственную. Так возникает дистанционный диалог. В ситуации аудио или видеоконференции участники диалога слышат и видят друг друга, их общение максимально приближено к реальному. Оценка взаимодействия обучаемых осуществляется преподавателем, ведущим курс в реальном времени,  также дистанционно.

   На четвертом этапе осуществляется "творчество" на изучаемом языке. Оно строится на основе дистанционного коллективного творчества, разыгрывания миниатюр, соревнований команд, коллективного чата и коллективных игр. В сеансе задаются ситуации для обеспечения коллективной творческой деятельности. Предлагается целый набор заготовок-реплик, которыми обучаемые могут воспользоваться и построить как в конструкторе новые ситуации и реплики. При оригинальных ответах можно при этом "оживить" комические картинки. На экране можно наблюдать все этапы коллективного общения, сами исходные инструкции и все реплики.  В сеансе видеоконференции создается телемост между двумя командами, при этом все участники соревнования видят и слышат друг друга. В результате этого вида деятельности достигается уровень "творчества".

Интенсивный дистанционный курс обучения иностранному языку подразумевает погружение в домашний учебный процесс с 8 утра до 23 часов вечера. Обучение осуществляется через Интернет в течение двух недель, между учебными неделями должен быть перерыв не менее месяца. Первая неделя включает  освоения приемов психосаморегуляции состояния, просмотр учебных текстов в больших объемах, перевод с английского на русский и игровые диалоги.  Затем, после перерыва в несколько недель, в течение второй недели курса используется принцип домашнего погружения. Подразумевается ежедневная видеосвязь через Интернет с напарником в условиях домашнего погружения в языковую среду. Например, в квартире на каждый предмет быта приклеивается ярлык с его иностранным названием, используется различный игровой реквизит даже в элементах одежды. Хозяин водит экскурсии на английском языке по своей квартире с использованием видеосвязи. Другой способ ускорить мыслеобразование на иностранном языке - синхронный перевод с родного языка на иностранный. В такой игре ученик глядя в иностранный текст громко переводит его на родной язык, а его коллега синхронно переводит услышанное на иностранный язык. Услышав перевод, ученик может сравнить его с исходным текстом и скорректировать каждую фразу своего коллеги. Используются и другие игры, которые устанавливают контакт со своим подсознанием, активизируют резервные возможности организма и идеомоторную реакцию, помогают преодолеть психологические барьеры общения на изучаемом языке. В результате 120-ти часового интенсивного дистанционного курса пассивный лексический запас достигает у обучаемых 2000 - 3000 слов, что позволяет понимать с листа популярные газетные и журнальные тексты. Активный запас более 1000 слов позволяет им общаться на основные повседневные темы.

Интенсивное дистанционное обучение двигательным навыкам на примере освоения клавишных устройств основывается на поэтапном формировании умственных действий с учетом принципов информационной стимуляции, при этом, скорость предъявления информации выбирается с учетом стимуляции неосознаваемых компонентов психической деятельности. Имеется специальный компьютерный тренажер для обученияработе на клавиатуре. Воспроизводя обучаемому фонограмму специального диктанта под ритмичную музыку, закрепляется автоматизм работы на клавиатуре. Усредненные результаты обучения за 6-10 дней составляют: скорость 120 - 140 ударов в минуту, 0,5% опечаток при работе "вслепую" десятью пальцами.

   В дистанционном полидисциплинарном интенсивном курсе гармоничного развития личности общая суггестивно-информационная активизация познавательной деятельности осуществляется сразу для нескольких учебных дисциплин и видов учебной деятельности. При этом, каждая в отдельности учебная дисциплина (например, скорочтение, рациональная работа с текстами, активизация творческой деятельности) взаимно активизирует усвоение другой дисциплины. Для создания такой ситуации общей активизации резервов психики в комплекс дисциплин включаются сразу несколько иностранных языков, рациональная работа с текстами, основы машинописи и компьютерной грамоты, тренинг общения, основы изобразительного творчества, оздоровительные и развивающие игры, языки программирования, деловой тренинг и развивающие игры. В систему полидисциплинарного интенсивного курса обучения включается психическая саморегуляция состояния, расширение лексического запаса на родном языке методом информационной перегрузки, стимуляция памяти, внимания, воображения, повышение скорости восприятия зрительной информации, рациональная работа с текстами, тренинг общения, стимуляция творческой деятельности в виде "генерация идей", изобразительное и художественно творчество [4].   

     Одном из важных показателей профессионализма специалиста является владение современными информационными технологиями. Без компьютера сегодня никак не обойтись в профессиональной деятельности любого специалиста. Каждому специалисту приходится иметь собственную домашнюю страницу в Интернете, уметь подготовить зрительные материалы к собственным выступлениям и занятиям, выбрать и подготовить для демонстрации видеофрагменты,  оформить дизайн своих наглядных материалов в виде статических и динамических рисунков, подготовить материалы для дистанционных занятий и уметь их проводить в интерактивном режиме, уметь создавать элементарные интерактивные фрагменты и рекламу.  Это сегодня требования жизни к любому преподавателю.  В этой связи был разработан практический  дистанционный курс обучения преподавателей основам информационных технологий.  Основные задачи дистанционного курса - научить преподавателей практическим умениям  создания мультимедиа приложений  к собственным  занятиям:  создавать  сайты, презентации, видеофильмы, делать цифровую звукозапись,  анимированную рекламу, компьютерную графику, дистанционные курсы,  тесты и игровые фрагменты, авторские мультимедиа  CD, проводить  видеоконференции. Объем курса -  100 часов занятий. Из них планируется 36 часов аудиторных занятий в компьютерном классе с дистанционными видео-консультациями преподавателя (6 учебных дней по 6 часов занятий раз в неделю), 12 часов индивидуальных дистанционных консультаций через домашний компьютер в режиме чата, голосовых или видео консультаций. Самостоятельная домашняя работа на компьютере в течение учебного цикла составляет не менее 3-х часов в день. Обязательное условия: обучаемые должны иметь начальные навыки пользования компьютером, иметь дома компьютер с Интернетом, посещать  все аудиторные занятия,  регулярно общаться с преподавателями через Интернет.

   Основные дистанционные занятия строятся в виде подготовки действующих медиапроектов: создание собственного сайта, презентации, видеоклипа,  анимированной рекламы или игрового фрагмента,  дистанционного электронного курса. Все эти медиапроекты должны иметь практическую  направленность и по условию обучения должны быть опубликованы в  процессе прохождения курса на собственном сайте каждого обучаемого. Содержательная часть каждого проекта выбирается самостоятельно обучаемым и касается его профессиональной деятельности, его личностных интересов, а также хобби.

   Каждый из медиапроектов готовится с учетом обеспечения соответствующего уровня учебной деятельности. Проекты  охватывают все уровни владения информационными технологиями, начиная  с  уровня «готовности», кончая уровнем «творчества». 

 Перед началом курса обучаемый готовит в электронным виде все необходимые сценарии на уровне «узнавания» и «воспроизведения». Уровень «применения» и «творчества» обеспечивается практическим созданием  учебных сайтов, слайдфильмов, презентаций, интерактивной анимации, электронных учебников, цифрового монтажа  видеоклипов, практической работой  через Интернет с электронными  самоучителелями и интерактивного общения с преподавателями через Интернет, созданием дикторского и музыкального сопровождение медиафильмов, созданием учебного компакт-диска.  Курс заканчивается защитой медиа-проекта (очной или дистанционной через Интернет), пригодного для  внедрения его в практику профессиональной деятельности (с учетом индивидуальных возможностей и  специализации  обучаемого).

   Практический опыт проведения курса информационных технологий показал его реальность и эффективность в условиях дистанционных интерактивных видеозанятий. При дистанционном освоении информационных технологий осуществляется дистанционное управление удаленным компьютером с использованием голосовой и видео связи. Преподаватель может дистанционно вызывать на экране компьютера обучаемого различные программы и реально работать с ними. Обучаемый повторяет действия преподавателя, при этом преподаватель видит в динамике все действия обучаемого. Осуществляется как бы совместное творчество. Преподаватель и обучаемый слышат и могут даже видеть друг друга. Это эквивалентно ситуации, когда преподаватель сидит рядом с обучаемым за одним компьютером и обучает его личным примером. В качестве примера такого творчества на сайте размещены электронные самоучители-фильмы с примерами создания каждого из таких медиапроектов в виде динамической копии экрана с дикторскими пояснениями преподавателя. Обучаемый имеет возможность просматривать такой фильм, а затем повторять все действия самостоятельно на реальном медиапроекте. 

Для участия в интенсивном курсе дистанционным обучаемым и преподавателям нужно иметь домашний мультимедиа компьютер Pentium 4 c OC Windows XP или 7, соединенный с высокоскоростным Интернетом (выделенная кабельная линия с постоянным IP-адресом). В учреждениях, как правило, корпоративная сеть излишне защищена и не позволяет скачивать мультимедиа файлы, а также управлять удаленными приложениями. Дома желательно иметь скорость канала на прием информации не менее 256 Кб/сек. и тариф Безлимитный. Для взаимного общения нужно иметь микрофон, а желательно и вебкамеру. Программное обеспечение, которое потребуется для дистанционного курса, можно скачать в Интернете, ссылки на которое приводятся на нашем сайте дистанционного обучения:  http://intensive.ucoz.ru/index.html  Используются стандартные программы организации аудиовизуальной связи  Messenger, Skype, ICQ, Videoport и др. Пример выполнения медиапроектов обучаемыми показан на сайте   http://intensiv.narod.ru/it.html

        Дальнейшее развитие методики дистанционного обучения информационным технологиям предполагает второй модуль курса аналогичного объема, в котором будет практически осваиваться электронный дизайн (ретуширование и монтаж фото, создание рисунков),  запись и цифровой монтаж звука, освоение мобильных технологий (работа с сотовым телефоном или с карманным компьютером, фото и видео съемка встроенной камерой), осуществление статистических исследований, технология  проведения  интерактивных видеозанятий с использованием учебных  игр, создание DVD дисков. Для желающих предусматривается факультативный курс освоения самых необходимых языков программирования: HTML,  JavaScript, ActionScript, VisualBasic.

 

Сколько же стоит обучение?  Цены вполне реальные и доступные. Более того, основную часть каждого курса можно пройти даже вообще бесплатно. Все, что нужно для ознакомления с курсом, имеется на нашем сайте в открытом доступе. Но практика показывает, что без оперативных консультаций со специалистами в реальном времени изучить быстро нужную дисциплину невозможно или же нужно потратить на это годы… Поэтому реально самостоятельные занятия нужно сочетать с интерактивными аудио или видео консультациями с преподавателями. По времени эти консультации обычно занимают всего 1/3 - 1/4 всего объема курса. Стоимость одной консультации (15-20 мин.) составляет всего 100-200 руб. При этом можно не только взаимно видеть и слышать друг друга, но видеть на расстоянии все фактические действия друг друга и дистанционно управлять удаленным компьютером. Часть материала по курсу высылается нами в виде электронного диска (средняя стоимость 100-200 руб). С заинтересованными организациями и конкретными специалистами мы проводим в порядке творческого сотрудничества совместные эксперименты дистанционного обучения. Процесс дистанционного обучения при этом будет бесплатным как для учащихся, так для авторов-составителей и для разработчиков электронного учебника. При этом, права использования разработанного электронного курса будут принадлежать всем участником совместной работы и его копия передается каждой стороне для практического использования.

           Общий набор апробированных дисциплин интенсивного дистанционного обучения: ускоренное чтение, психосаморегуляция состояния, различные гуманитарные дисциплины (тексты описательного характера), освоение клавиатуры компьютера, иностранные языки (английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, китайский), "генерация идей", освоение игровых методик обучения, суггестивное самосовершенствование, тренинг общения, активизация внимания и памяти, деловой тренинг, этика, элементы развития личности и воспитания, освоение современных информационных технологий, активизация состояния "прояснения сознания".

ВЫВОДЫ:

   Акмеологический подход использует современные психолого-педагогические и информационные технологии  и позволяет активизировать резервные возможности личности в учебном процессе электронного дистанционного обучения.

   Использование в электронной технологии обучения различных видов учебной деятельности на определенных этапах обучения позволяет обеспечить поэтапное восхождение по уровням владения учебной информации на пути от подготовки к обучению до этапа творчества при создании новой информации.

   Апробация показала возможность значительного сокращения сроков обучения при высоком качестве владения усвоенной  информацией и получаемыми в ученом процессе знаниями, умениями и навыками.

   Использование игровых приемов в системе электронного дистанционного обучения  повышает его эффективность и активизирует познавательную деятельность.

   Система электронного интенсивного дистанционного обучения имеет большие перспективы  для внедрения в самых разных сферах профессионального обучения и повышения квалификации кадров.

   Недостатком пока отмечается  сложность подготовки кадров для  практического использования такой системы, т.к. требуется высочайшая их квалификация в деле создания мультимедийных обучающих программ.

  

Литература:

 

1.     Информационные и коммуникативные технологии в дистанционном образовании. Учебные материалы Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва, 2006 г.

2.     Петрусинский В.В. Автоматизированные системы интенсивного обучения. -Москва.: Высшая школа, 1987 г.

3.     Игры - обучение, тренинг, досуг/в семи книгах//под ред. Петрусинского В.В. -Москва.: Новая школа, 1998 г.

4.     Петрусинский В.В. Система дистанционного обучения с элементами интенсификации учебного процесса. Материалы научно-практической конференции «Основные направления развития электронных образовательных изданий и ресурсов». Москва, 2002 г.

5.     Видеоматериалы об интенсификации процесса обучения

6.     В.В.Петрусинский. Игры разума. Психолого-педагогические подходы к повышению качества E-Learning/ Платное образование № 6 (56), июнь 2007 г.

7.     В.В.Петрусинский. Современные возможности интенсивного обучения на расстоянии. Материалы международной научно-практической конференции "Интернет в образовании". Современная гуманитарная академия. Москва 2010 г.

8.     Петрусинский В.В. Новые технологии для интенсивного обучения иностранному языку. Материалы I Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в гуманитарном образовании».-Пятигорский государственный лингвистический университет, 2008 г.

9.     Петрусинский В.В. Интенсивное дистанционное обучение. Материалы VI Всероссийской конференции «Образовательная среда сегодня и завтра». Москва 2009г. 

10. Петрусинский В.В. Игры для интенсификации процесса дистанционного обучения. Материалы VII       Всероссийской конференции «Образовательная среда сегодня и завтра». Москва 2010 г.

           11. Петрусинский В.В. Интенсивный дистанционный курс английского за две недели. В сб.
                  Виртуальная реальность современного образования: сборник тезисов
[Электронный ресурс] /
                   Под ред. С.С. Хапаевой. –М. : Изд-во ИНИНФО, 2012. – 65 с.  

12. В.В.Петрусинский. Интенсивное дистанционное обучение/ Проблемы высшего образования:
      материалы междунар. науч.-метод. конф, — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. с. 57-65.




Интернет-публикации:

 

               В.В.Петрусинский. Об интенсивном дистанционном обучении

                В.В.Петрусинский.  Игровые интенсивные технологии обучения

                В.В.Петрусинский, Л.Д.Грибова. Сценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией

                В.В.Петрусинский. Современные возможности интенсивного обучения на расстоянии

                Практическая информация преподавателю – разработчику электронного курса

                Е.Ю.Кривошеина. Технология интенсификации процесса обучения

                 В.В.Петрусинский. Интенсивное дистанционное обучение

Дополнительные ссылки

 

 

Hosted by uCoz